Витые колонны и ордер французской поздней готики. Часть 1. Предыстория формы в европейской архитектуре
https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.82.10.005
EDN: BWHNWS
Аннотация
Данная статья является первой частью исследования, посвященного одному из поздних вариантов готического ордера (конца XV - XVI в.) преимущественно в нормандских церквях Нотр-Дам-Сен-Лорен в Э, Сен-Жерве-Сен-Проте в Жизоре, Нотр-Дам в Офе, Сен-Жак в Дьепе, Сен-Валери в Варенжвиль-СюрМер, Сен-Мартен в Вёль-ле-Роз, а также в церквях Сен-Северен в Париже и Сен-Николя в Сен-Николя-деПор в Лотарингии. В хронологическую эпоху Ренессанса готический устой начинает принимать витые (спиралевидные) формы, которые понимаются весьма широко: витыми могут быть каннелюры, или частично витым - фуст. Этот феномен остается совершенно неисследованным: церкви с витыми колоннами находятся в городах, которые в Средние века были портами или же располагались на пересечении торговых путей, а ныне являются глубокой провинцией. Тем не менее, появление устоя витой формы свидетельствует о важных и серьезных изменениях готического ордера в его позднюю эпоху.
Ввиду практически полного отсутствия витых колонн на ранних этапах развития готики, представляется целесообразным обратиться в рамках данного исследования к предыдущим периодам всеобщей истории архитектуры. Статья посвящена истории появления и бытования витых колонн в Западной Европе в хронологических рамках от поздней античности до XV в. и неизбежно центрируется вокруг истории витых колонн старой базилики Св. Петра в Риме. Однако в разное время разные поводы актуализировали идею витых колонн: они могли быть интересны как раннехристианский памятник, как обязательный элемент алтарной преграды, как часть комплекса могилы мученика или как колонны храма Соломона в Иерусалиме. Часто реплика оказывается весьма далекой от прототипа, а иногда и вовсе появляется на страницах кодексов. По жанру статья ближе всего к историографии, поскольку написана на основе работ других исследователей.
Однако хочется верить, что введение готических памятников в научный оборот не только объяснит эволюцию готического ордера, но и пополнит каталог витых форм.
Об авторе
М. И. ПоздняковаРоссия
Позднякова Марина Игоревна, аспирант кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ; научный сотрудник
Список литературы
1. Бьондо Ф. Воссозданный Рим в трех книгах // Воссозданный Рим / Вступ. ст., пер., коммент. И. В. Кувшинской. М.: Издательство Францисканцев, 2020. С. 109-319.
2. Ворошень В. А. "Девять доблестных мужей" и "девять доблестных жен" в западноевропейском изобразительном искусстве XIV-XVI веков: дис. … канд. иск. М., 2014. EDN: SVBKNB
3. Кувшинская И. В. Воссоздание Рима // Воссозданный Рим / Вступ. ст., пер., комментарии И. В. Кувшинской. М.: Издательство Францисканцев, 2020. С. 3-41.
4. Петрова М. С. Приложение II. Литературные и исторические источники Эйнхарда // Эйнхард. Жизнь Карла Великого / Вступ. ст., пер., примеч., указатели М. С. Петровой. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2005. С. 197-219.
5. Филарете А. Трактат об архитектуре. М.: Русский университет, 1999.
6. Эйнхард. Жизнь Карла Великого / Вступ. ст., пер., примеч., указатели М. С. Петровой. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2005.
7. Constantine's Gifts to the Lateran and St. Peter's (313-37). The Book of the Popes // Early medieval art, 300-1150. Sources and documents / C. Davis-Weyer, ed. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall. P. 11-13.
8. Bacola M. The Hybrid Pier of Durham Cathedral: A Norman Monument to the Shrine of St. Cuthbert? // Gesta. Vol. 54, № 1. P. 27-36.
9. Baylé М. L'architecture normande au Moyen Age. Vol. 2. Les étapes de la creation. Caen: Presses Universitaires de Caen, Condé-sur-Noireau: Éditions Charles Corlet, 2001.
10. Beaumont-Maillet L. Saint-Séverin. Une église, une paroisse. Paris: Lacurne, 2010.
11. Benson J. L. Spirally Fluted Columns in Cyprus // American Journal of Archaeology. 1956. Vol. 60, № 4. P. 385-387.
12. Benson J. L. Spirally Fluted Columns in Greece // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. 1959. Vol. 28, № 4. P. 253-272.
13. Blaauw S., de. The Lateran and Vatican Altar Disposition in Medieval Roman Church Interiors: A Case of Models in Church Planning // Cinquante années d'études médiévales. À la confluence de nos disciplines. Actes du Colloque à l'occasion du cinquantenaire du CESCM, Poitiers, 1-4 septembre 2003 / C. Arrigno, M.-H. Debiès, M. Galderisi, E. Palazzo (eds). Turnhout: Brepols, 2005. P. 201-217.
14. Blaauw S., de. Cultus et decor: Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale: Basilica Salvatoris, Sanctae Mariae, Sancti Petri (Studi e testi). Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1994.
15. Gauvain А. La Colonna Santa. Vaticano: Edizioni Capitolo Vaticana, 2015.
16. Fernie E. The Use of Varied Nave Supports in Romanesque and Early Gothic Churches / Gesta. 1984. Vol. 23, № 2. P. 107- 117.
17. Fernie E. Archaeology and Iconography: Recent Developments in the Study of English Medieval Architecture / Architectural History. 1989. Vol. 32. P. 18-29.
18. Fernie E. Spiral Columns and the Temple of Solomon. // Tomb and Temple. Re-imaging the Sacred Buildings of Jerusalem / R. Griffits-Jones, E. Fernie, (eds). Wood-bridge: The Boydell Press, 2018. P. 159-164.
19. Huskinson J. Roman Strigillated Sarcophagi: Art and Social History. Oxford: Oxford University Press, 2015.
20. Jäggi C. Cathedra Petri und Colonna Santa in St. Peter zu Rom. Überlegungen zu "Produktion" und Konjunktur von Reliquien im Mittelalter // Erzeugung und Zerstörung von Sakralität zwischen Antike und Mittelalter: Beiträge der internationalen Tagung in München vom 20-21.10.2015 / A. Bergmeier, K. Palmberger, J. Sanzo (eds). Heidelberg: Propylaeum, 2016. P. 109-132. DOI: 10.11588/propylaeum.188.250
21. Krautheimer R. The Constantinian Basilica // Dumbarton Oaks Papers. 1967. Vol. 21. P. 115-140.
22. Krinsky С. Н. Representations of the Temple of Jerusalem before 1500 // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1970. Vol. 33. P. 1-19.
23. Malmstrom R. E. The Colonnades of High Medieval Churches at Rome // Gesta. 1975. Vol. 14, № 2. P. 37-45.
24. Nobiloni B. Le colonne vitinee della basilica di S. Pietro a Roma // Xenia antiqua. 1997. № 6. P. 81-142.
25. Onians J. Bearers of Meaning: The Classical Orders in Antiquity, the Middle Ages, and the Renaissance. Princeton: Princeton University Press, 1990.
26. Parmiter G., de. St Peter's Columns // Blackfriars. 1957. Vol. 38, № 453. P. 516-522.
27. Pensabene P. Architectural Spolia and Urban Transformation in Rome from the Fourth to the Thirteenth Century // Perspektiven der Spolienforschung Zentren und Konjunkturen der Spoliierung. / S. Altekamp, C. Marcks-Jacobs, P. Seiler (eds.). Berlin: Edition Topoi, 2017. P. 177-235.
28. Perkins W. The Shrine of St. Peter and Its Twelve Spiral Columns // The Journal of Roman Studies. 1952. Vol. 42, № 1, 2. P. 21-33.
29. Pérouse de Montclos J.-M. Le patrimoine en Normandie. Paris: Éditions Place des Victoires, 2008.
30. Rosenbaum E. The Vine Columns of Old St. Peter's in Carolingian Canon Tables // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1955. Vol. 18, №. 1/2. P. 1-15.
31. Thomas E. "Houses of the dead"? Columnar sarcophagi as "micro-architecture" // Life, death and representation: some new work on Roman sarcophagi / J. Elsner, J. Huskinson (eds.). Berlin: Walter de Gruyter, 2011. P. 387-435.
32. Tuzi S. Le colonne e il tempio di Salomone. La storia, la leggenda, la fortuna. Rome: Roma. Storia, Cultura, Immagine, 2002.
Рецензия
Для цитирования:
Позднякова М.И. Витые колонны и ордер французской поздней готики. Часть 1. Предыстория формы в европейской архитектуре. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2020;(1 (14)):81-109. https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.82.10.005. EDN: BWHNWS
For citation:
Pozdnyakova M.I. Spiral columns and French Late Gothic order. Part 1. Background of the spiral form in European architecture. Questions of the History of World Architecture. 2020;(1 (14)):81-109. (In Russ.) https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.82.10.005. EDN: BWHNWS