Новые данные о куполах храмов Ани. Часть третья. Стратиграфия барабана церкви Спасителя
https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.45.38.004
EDN: ZEWTOG
Аннотация
Статья из цикла публикаций автора о вопросах, связанных с купольными главами на храмах Ани, средневековой столицы Армении, посвящена исследованию барабана купольной главы церкви Спасителя (Пркчи). Датированная двумя строительными надписями 1035 и 1036 гг., постройка эпохи Багратидов, согласно историческим документам, пережила неоднократные разрушения и восстановления, которые преимущественно касались купольной главы, возвышавшейся над октагональным центральным пространством этого восьмиконха. Вопреки существовавшим ранее представлениям только об одном ее восстановлении в 1342 г., исследование кладки сохранившейся части высокого барабана позволило выявить стратиграфию слоев, относящихся к трем строительных периодам: 1) первоначальному, 2) относящемуся к восстановлению храма в 1192 г., 3) работам 1342 г. Привлечение сравнительного анализа архитектурных деталей и орнаментации, сохранившихся в каждой из этих зон, подтверждает эту версию. Кроме того, присутствие конкретных орнаментов на исследуемом барабане помогает уточнить их место в истории архитектуры Переднего Востока и подготовить почву для дальнейшего их изучения в контексте взаимодействия различных традиций монументального зодчества в XI- XIV вв.
Проведенная работа позволяет выдвинуть новую реконструкцию первоначального облика главы, ориентированной своей общей архитектурной идеей на главу Анийского кафедрального собора. Размышления о первоначальном облике купольной главы церкви Спасителя приводят к заключению о том, что дважды ее восстанавливавшие средневековые заказчики и мастера последовательно стремились сохранить прежний, первоначальный облик - с барабаном, оформленным аркатурой и фризом.
Результатом исследования является и упрочение мнения о слабой обоснованности метода восстановления архитектурных форм по аналогии. Исследование раскрывает возможности сочетания археологического и искусствоведческого методов с формально-архитектурным анализом.
Ключевые слова
Об авторе
А. Ю. КазарянРоссия
Казарян Армен Юрьевич, доктор искусствоведения, член-корреспондент РААСН, почетный член РАХ, иностранный член НАН Армении, директор филиала; заместитель директора института; Лауреат Премии за сохранение европейского культурного наследия Europa
Nostra (2014), Макарьевской премии и Премии Тороса Тораманяна (2016)
Список литературы
1. Սամուել քահանայի Անեցւոյ Հաւաքմունք ի գրոց պատմագրաց (Собрание исторических хроник Самуэла Анеци). Вагаршапат, 1893.
2. Азатян Ш. Р. Порталы в монументальной архитектуре Армении IV- XIV вв. Ереван: Советакан грох, 1987.
3. Акопян Т. Անիի պատմությունը (История Ани). Т. 1. Ереван: Издат. Ереванского университета, 1980.
4. Казарян А. Ю. Армяно-мусульманские архитектурные взаимосвязи в свете средневековой практики архитектурного проектирования // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 2. 2004. С. 46-54.
5. Казарян А. Ю. Новые данные о куполах храмов Ани. Часть первая. Кафедральный собор зодчего Трдата // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 10. 2018. С. 145-169. EDN: YSEDOP
6. Казарян А. Ю. Новые данные о куполах храмов Ани. Часть вторая. Церковь во внутренней крепости // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 13. 2019. С. 127-144. EDN: WODIWG
7. Казарян А. Ю., Озкая И. Я., Понтиоглу А. Новая периодизация средневековых восстановлений церкви Спасителя в Ани (1035) и размышления в связи с работами по сохранению памятника [Электронный ресурс] // Материалы международной научной конференции "Вопросы всеобщей истории архитектуры". Москва, 16-17 июня 2016 г. URL: https://archi.ru/lib/publication. html?id=1850570127&fl=5&sl=1. EDN: YPESIC
8. Карапетян С. Ани - 1050. Иллюстрированный альбом. Ереван: Фонд изучения армянской архитектуры, 2011. (На арм., англ. и рус. языках).
9. Лошкарева Е. А. Изображение орла, когтящего животное, в рельефном убранстве храмов Тайка // Historical Tayk‘. History, Culture, confession. Collected papers / Ed. by Z. Hakobyan, N. Gharibian & A. Asryan. Mother See of Holy Etchmiadzin, 2019. P. 317-334.
10. Матевосян К. Նորավանքի վիմագրերը և հիշատակարանները (Эпиграфические надписи и памятные записи Нораванка). Ереван: Мугни, 2017.
11. Матевосян К. Անի, եկեղեցական կյանքը և ձեռագրական ժառանգությունը (Ани, церковная жизнь и рукописное наследие). Ереван: Св. Эчмиадзин, 1997.
12. Орбели И. А. Проблема сельджукского искусства // Избранные труды. Ереван, 1963. С. 362-367.
13. Орбели И. А. Դիվան հայ վիմագրության (Корпус армянской эпиграфики). Т. 1. Ереван: АН АрмССР, 1966.
14. Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван: Армгосиздат, 1961.
15. Тораманян Т. Ани. Церкви рода Пахлавуни. Ереван: Служба историко-архитектурных музеев-заповедников и охраны исторической среды, 2012. (На арм., рус. и англ. языках).
16. Халпахчьян О. Х. Санаин. Архитектурный ансамблю Армении X- XIII веков. М.: Искусство, 1973.
17. Bakırer Ö. Geometrik Örgü veya Geçme Düzenlemelerinin Farklı Coğrafyalarda Yorumları İçin Bir Deneme // Anadolu kültürlerinde süreklilik ve değişim: Dr. A. Mine Kadiroğlu'na armağan / Ed. by A. Ceren Erel, B. İşler, N. Peker, G. Sağır. Ankara: Hacettepe University, 2011. P. 99-118.
18. Blessing P. Rebuilding Anatolia after the Mongol Conquest: Islamic Architecture in the Lands of Rūm, 1240-1330. Farnham, Surrey: Ashgate, 2014.
19. Blessing P. Medieval Monuments from Empire to National State. Beyond Armenian and Islamic Architecture in the South Caucasus (1180-1300) // The Medieval South Caucasus: Artistic Cultures of Albania, Armenia and Georgia, eds. Ivan Foletti and Erik Thuno, Convivium Supple-mentum. Brepols, 2016. P. 52-69.
20. Eastmond A. Art and Identity in Thirteenth-century Byzantium: Hagia Sophia and the Empire of Trebizond (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs 10). Aldershot, U. K.: Ashgate, 2004.
21. Favro D. Encircled by Time: The Church of the Savior // Armenian Kars and Ani. Ed. by R. G. Hovannisian. Costa Mesa: Mazda, 2011. P. 127-154.
22. Guidetti M. The 'Islamicness' of some decorative patterns in the church of Tigran Honents in Ani // Architecture and Landscape in Medieval Anatolia, 1100- 1500 / Ed. by P. Blessing and R. Goshgarian. Edinburgh University Press, 2017. P. 155- 181.
23. Hillenbrand R. Brick versus Stone: Seljuq Architecture in Ian and Anatolia // Turks in the Indian Subcontinent, Central and West Asia: The Turkish Presence in the Islamic World / Ed. by I. K. Poonawala, New Delhi: Oxford University Press Publ., 2016. P. 105-43.
24. Ghazarian A., Ousterhout R. A Muqarnas Drawing from Thirteenth-Century Armenia and the Use of Architectural Drawings during the Middle Ages // Muqarnas. An Annual on the Visual Culture of the Islamic World. Vol. 18. 2001. P. 141-154.
25. Kazaryan A., Özkay İ. Y., Pontioğlu A. The Church of Surb Prkich in Ani (1035). Part 1: History and Historiography - Architectural Plan - Excavations of 2012 and Starting of Conservation [Электронный ресурс] // RIHA Journal 0144, 15 November 2016. URL: http://www.riha-journal. org/articles/2016/0143-kazaryan-ozkayapontioglu (дата обращения: 15.07.2017). EDN: YKXRRD
26. McClary R. P. From Nakhchivan to Kemah: The Western Extent of Brick Persianate Funerary Architecture in the Sixth/ Twelfth Century AD // Iran. Vol. 53. Issue 1. 2015. P. 119-142.
27. McClary R. P. Craftsmen in Medieval Anatolia: Methods and Mobility // Architecture and Landscape in Medieval Anatolia, 1100-1500. Ed. P. Blessing, R. Koshgarian. Edinburgh University Press, 2017, pp. 27-58.
28. Sinclair, T.A. Eastern Turkey: An Architectural & Archaeological Survey. Vol. I. London: Pindar Press, 1989.
Рецензия
Для цитирования:
Казарян А.Ю. Новые данные о куполах храмов Ани. Часть третья. Стратиграфия барабана церкви Спасителя. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2020;(1 (14)):57-80. https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.45.38.004. EDN: ZEWTOG
For citation:
Kazaryan A.Yu. New data on the cupolas of Ani’s churches. Part three. Stratigraphy of the tholobate of the Redeemer church. Questions of the History of World Architecture. 2020;(1 (14)):57-80. (In Russ.) https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.45.38.004. EDN: ZEWTOG