Тетраморфы пророка Иезекииля и четырехчастная структура храма в свете геоцентрического устройства мира
https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.25.12.003
EDN: QLRRFH
Аннотация
В статье делается попытка объяснить происхождение четырехликости описанных в книге Иезекииля херувимов, несущих престол Божий, механизмом вращения звездного неба вокруг неподвижной Земли. Как известно, каждый из херувимских ликов соответствует одному из краеугольных знаков Зодиака: Льва, Тельца, Водолея, Скорпиона (замещавшегося Орлом). Те же символы с утверждением христианства были унаследованы четырьмя Евангелистами, чьи изображения стали помещать над столпами на парусных сводах, поддерживающих церковную главу. Странность крылатых гибридных существ с четырьмя разными лицами давно вызывает недоумение исследователей, некоторые из которых склонны списывать ее на неточность перевода библейского текста. Однако объяснение тому может дать факт ежесуточного вращения зодиакального пояса, в результате чего в одних и тех же точках пространства оказываются поочередно то одни, то другие созвездия. Если акцентировать внимание на четырех ключевых точках, разделяющих стороны света, то в них будут фиксироваться утром, днем, вечером и ночью как раз те знаки Зодиака, которые названы выше.
Констатируется, что, согласно архаической космологии, четыре столба и четыре стены стоящего на земле храма неподвижны, тогда как силы небесные над ними находятся в постоянном круговороте, благодаря чему они по очереди, перелетая с места на место, посещают в урочные часы одни и те же четыре возвышенности. Каждый четырехликий херувим оказывается, тем самым, причастен ко всем четырем сторонам горизонта.
Развитие данного сюжета приводит автора к рассуждениям о покрытии и окружении стационарного ядра храма вращающимися созвездиями и светилами, которые образуют зеркальные пары, соответствующие зимнему и летнему, весеннему и осеннему сезонам. В христианском храме, ориентированном с запада на восток, входная часть ассоциируется с темным временем суток и тяжелым горообразным массивом земли, а алтарная - с небом, простором, преисполненным воздуха и света. Одни и те же созвездия, обращаясь навстречу друг к другу, становятся противоположностями, как китайские инь и ян. Земной корабль - Ковчег спасения - устремляется на восток, в сторону рая, а оттуда на него направляется иной, небесный корабль, кормчий которого - сам Спаситель.
Ключевые слова
Об авторе
И. А. БондаренкоРоссия
Бондаренко Игорь Андреевич, доктор архитектуры, профессор, академик РААСН, член Президиума РААСН, почетный архитектор России, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1999); главный научный сотрудник
Список литературы
1. Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. М.: Наука, 1978.
2. Поучение Владимира Мономаха // "Изборник" (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969. С. 146- 171.
3. Бондаренко И. А. О небесном прообразе круглого города // Градостроительное искусство. Новые материалы и исследования. Вып. 2. Памяти А. В. Бунина / отв. ред. И. А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2010. С. 54-67. EDN: UKHVNG
4. Бондаренко И. А. О некоторых признаках астральной символики в планировке античных Афин и ансамбля Акрополя // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 4: Личность, эпоха, стиль / отв. ред. Н. А. Коновалова. М.: ЛЕНАНД, 2012. С. 9-17.
5. Бусева-Давыдова И.Л. Образ православного храма в синодальный период // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 5: Стиль ампир. М.: УРСС, 2003. С. 132-140.
6. Генон Р. Символы священной науки / пер. с франц. М.: Беловодье, 1997.
7. Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Изд. 2-е. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991-1992. Т. 2. С. 346-349.
8. Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции. В 4 т. Т. 1-3. М.: Locus Standi, 2012. EDN: VWJADT
9. Крапп Эдвин К. Легенды и предания о Солнце, Луне, звездах и планетах / пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
10. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Большая Российская энциклопедия; Лада-Маком, 1992.
11. Подосинов А. В. Ориентация по сторонам света в древних культурах как объект историко-антропологического исследования // Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и ученом сознании. М.: Наука, 1994. С. 37-53. EDN: QLNLQH
12. Подосинов А. В. EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки Славянской Культуры, 1999.
13. Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов. Их происхождение и значение. М.: Языки русской культуры, 2000. EDN: RLSTVD
14. Райт Джон К. Географические представления в эпоху крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе / пер. с англ. М.: Наука, 1998.
15. Скабалланович М. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. Мариуполь: тип. С. А. Копкина, 1904.
16. Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. Т. 1. СПб.: Тип. т-ва "Общественная польза", 1863.
17. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабаллистической и розенкрейцеровской символической философии / пер. с англ. СПб.: СПИКС, 1994.
18. Штоль Г. Мифы классической древности: в 2 т. Т. 1. М.: Высшая школа, 1993.
19. Jeremias A. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, 1930.
Рецензия
Для цитирования:
Бондаренко И.А. Тетраморфы пророка Иезекииля и четырехчастная структура храма в свете геоцентрического устройства мира. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2020;(1 (14)):37-54. https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.25.12.003. EDN: QLRRFH
For citation:
Bondarenko I.A. The tetramorphs of the prophet Ezekiel and the four-piece structure of a christian church in the context of the geocentric system of the world. Questions of the History of World Architecture. 2020;(1 (14)):37-54. (In Russ.) https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.25.12.003. EDN: QLRRFH