Целостность и структура красоты в архитектуре
https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.89.73.003
EDN: UTRRAW
Аннотация
В данной статье обращено внимание на латинское слово красота (venustas) в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре». Когда становится очевидным, что слова venustas и Venus принадлежат к одной семантической группе слов, важно понимать, что venustas - это красота как таковая, без дополнительных обращений к чему/кому-либо еще. Об этом свидетельствуют этимологические штудии Э. Покорного и С. Старостина. Они касаются многих древних обозначений из индоевропейской языковой сферы. Для наших целей первостепенный интерес представляют образчики латинского и иранского ареалов, вместе выражающих идею слова и идею красоты как таковой.
После вводных замечаний об этимологии красоты как таковой в статье приводятся два примера. Первый касается целостной и структурной организации Пантеона в Риме. Второй пример связан с орнаментальным убранством мавзолея Саманидов в Бухаре.
Таким образом, визуальный образ красоты не может состояться без целостности образной (метафорической, символической) и структурной. Единство слова и визуальности порождает безотносительный образ красоты как таковой, в нашей работе примером тому служат Пантеон в Риме и мавзолей Саманидов в Бухаре.
Об авторе
Ш. М. ШукуровРоссия
Шукуров Шариф Мухаммадович, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник
Список литературы
1. Бондаренко И. А. К вопросу о символике римского Пантеона // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2016. № 6. С. 77-84. EDN: YPMQZL
2. Габричевский А. Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002.
3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
4. Ипполит Ж. Логика существования. СПб.: Владимир Даль, 2006.
5. Прак Н. Л. Язык архитектуры. Очерки архитектурной теории. М.: Дело, 2017.
6. Пугаченкова Г. А. Мечеть Ну-Гумбед в Балхе // Советская археология. 1970. № 3. С. 241-249.
7. Топоров В. Н. Эней - человек судьбы. К средиземноморской персонологии. М.: Радикс,1993.
8. Хлебников В., Крученых А. Буква как таковая. [M]., 1913.
9. Хмельницкий С. Г. Между арабами и тюрками. Архитектура Средней Азии IX-X вв. Берлин-Рига: Continent, 1992.
10. Шукуров Ш. М. Александр Македонской: метаистория образа // Чужое: опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья / под ред. Р. М. Шукурова. М.: Алетейя, 1999. С. 33-61.
11. Golombek L. Abbasid Mosque at Balkh // Oriental Art. 1969. Vol. XV. Is. 3. P. 173-189.
12. Grabar O. Ayvān // Encyclopedia Iranica. 2011. Vol. III. Fasc. 2. P. 152-155.
13. Hetland L. M. New Perspectives on the Dating of the Pantheon // The Pantheon: From Antiquity to the Present / ed. T.A. Marder, M.W. Jones. New York: Cambridge University Press, 2015. P. 79-98.
14. Jacobson D. M., Jones M. W. The Annexe of the Temple of Venus at Baiae: An Exercise in Roman Geometrical Planning // Journal of Roman Archaeology. 1999. Vol. 12. P. 57-71.
15. Fischer F. Origin and meaning of form follows function. Leipzig: Museum für Druckkunst, 2008.
16. Kahler H. Hadrian und seine villa bei Tivoli. Berlin: Verlag Gebr. Mann, 1950.
17. Lancaster L. The date of Trajans Markets. An Assessment in the Light of some unpublished brick stamps // Papers of the British School at Rome. 1995. Vol. 63. P. 25-44.
18. Lancaster L. C. Concrete Vaulted Construction in Imperial Rome: Innovations in Context. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.
19. Mandersloot G., Powell J. Die Moschee Nouh Goumbad: Ein kürzlich entdecktes früh-islamisches Bauwerk in Afganistan // Du. 1972. № 32/11. P. 842-850.
20. McDonald W. L. The Architecture of Roman Empire. New Haven and London: Yale University Press, 1982.
21. Mark R., Hutchinson P. On the Structure of Roman Pantheon // The Art Bulletin. 1986. № 68. P. 24-34.
22. McEwen I. K. Vitruvius: writing the body of architecture. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 2003.
23. Melikian-Chirvâni A. S. La plus ancienne mosquée de Balkh // Arts Asiatiques. 1969. Vol. 20. P. 3-19.
24. The Architecture of M. Vitruvius Pollio: Translated from the Original Latin by W. Newton (1771). Detroit: Gale Ecco, 2018.
25. Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bd. 3. Bern, Munich: A. Francke. 1959.
26. Pokorny J., Starostin S. An Etymological Dictionary of the ProtoIndo-European Language / Scanned and recognized by George Starostin (Moscow), who has also added the meanings. Moscow: Indo-European Language Association, 2007.
27. Religions of Rome. Vol. 1: A History / Eds. M. Beard, J. North, S. Price. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
28. Schilling R. La Religion romaine de Vénus depuis les origines jusqu' au temps d'Auguste. Paris: de Boccard, 1954.
29. Schilling R. La relation Venus-Venia // Latomus. 1962. T. 21. Fasc. 1. P. 3-7.
30. Stamper J. W. The architecture of Roman temples: the republic to the middle empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.
31. The Pantheon. From Antiquity to the Present / Eds. T. A. Marder, M.W. Jones. New York: Cambridge University Press, 2015.
32. Till J. Architecture depends. Cambridge, London: The MIT Press, 2009.
33. Waddell G. Creating the Pantheon: Design, Materials, and Construction. Rome: L'Erma di Bretschneider, 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Шукуров Ш.М. Целостность и структура красоты в архитектуре. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2020;(2 (15)):47-60. https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.89.73.003. EDN: UTRRAW
For citation:
Shukurov Sh.M. Unity and structure of beauty in architecture. Questions of the History of World Architecture. 2020;(2 (15)):47-60. (In Russ.) https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2020.89.73.003. EDN: UTRRAW