Мечети Мехмеда Тахира: архаизирующая линия «османского барокко»
https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.17.2.023
EDN: LNKZFQ
Аннотация
Появление «османского барокко» в середине XVIII в. традиционно объясняется активизацией контактов Османской империи с Европой. В стремлении создать новый «имперский стиль», адекватно отражающий политические претензии Стамбула, восточные архитекторы охотно заимствовали готовый узнаваемый набор декоративных элементов, осторожно приспосабливая его к традиционным типам зданий и оживляя «законсервированные» формы султанского заказа (например, в мечети Нуросмание).
Однако европейские заимствования стали лишь одним из возможных направлений обновления. В поисках авторитетных образцов и в попытках выйти за пределы собственного классического наследия османские архитекторы обратились и к более близким источникам, нежели западные модели.
В нескольких стамбульских мечетях, построенных во второй половине XVIII в. главным придворным зодчим Мехмедом Тахиром, заметен последовательный отказ от опробованных европейских форм в пользу византийских и раннеосманских элементов, интерес к использованию фактуры и цвета как новых для османской культовой архитектуры выразительных средств (Аязма-джами). В результате возведенные им памятники (откровенно «византинизирующие» мечети Лалели, Зейнеп Султан) легко вписались в архитектурный контекст Константинополя, создавая впечатление перестройки древних византийских зданий и формируя в пределах (как хронологических, так и стилистических) «османского барокко» особую линию намеренной архаизации архитектурных форм.
В то же время руководство Тахиром реставрацией разрушенной землетрясением Фатих-джами в формах стамбульской «классики» XVI-XVII вв. предвосхитило замыкание собственно османского зодчества на стилизации и продемонстрировало необходимость изменения всей традиционной типологии культовой архитектуры.
Об авторе
Е. И. КононенкоРоссия
Кононенко Евгений Иванович, кандидат искусствоведения, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки
Список литературы
1. Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М.: Вокруг света, 2011. EDN: RDSQQJ
2. Кононенко Е. И. "Большая османская мечеть" // Культура Востока. Вып. 3. "Визитные карточки" восточных культур. М.: ГИИ, 2018. С. 92-117.
3. Кононенко Е. И. "Замещение святынь": некоторые аспекты архитектурной османизации Константинополя в XV-XVI вв. // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2019. № 1 (12). С. 142-160. EDN: TWPNMR
4. Кононенко Е. И. Османская архитектурная "реставрация" в XVIII в.: восстановление мечетей Фатих и Эйюп [Электронный ресурс] // Архитектон. Известия вузов. 2019. № 4 (68). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41597671.
5. Кононенко Е. И. Османский архитектурный историзм и поиски национального стиля // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 1. С. 92-103. EDN: VTIJVL
6. Кононенко Е. И. Стамбульские мечети "османского барокко": от новаторства к архаизации // Академический вестник УралНИИпроект. 2019. № 3. С. 74-80. EDN: JKWLMV
7. Михайлова М. Б. Европейские зодчие классицизма: формирующие их эпоха и среда // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2012. Вып. 4. C. 153-197.
8. Михайлова М. Б. Классицизм и национальные традиции стран Европы // Региональные и национальные аспекты в архитектуре: наследие и перспективы / отв. ред. Г. Г. Нугманова. Казань: Kazan-Казань, 2003. С. 53-55.
9. Силюнас В. Праздничное и будничное в искусстве барокко // Искусствознание. 2021. № 1. С. 10-51. EDN: KGCWFI
10. Aga-Oglu M. The Fatih Mosque at Constantinople // Art Bulletin. 1930. Vol. 12. № 2. Р. 179-195.
11. Aḥmed Efendi. Tarih-i Câmi-i Nuruosmânî // Vakıflar Dergisi. 1994. № 24. Р. 127-146.
12. Arel A. 18 Yüzyıl Istanbul mimarisinde batılılaş ma süreci. Istanbul: ITÜ Mimarlik Fakültesi, 1975.
13. Arseven G. Le Art Turc depuis son origine jusqu'a nos jours. Istanbul: Devlet Basimevi, 1939.
14. Bakır B. Mimaride Ronesans ve Barok: Osmanli Baskenti Istanbul'da Etkileri. Ankara: Nobel Yayin Dağitim, 2003.
15. Bates U. The European Influence on Ottoman Architecture // The Mutual Effects of the Islamic and Judeo-Christian Worlds: The East European Pattern. N.Y.: Columbia University Press, 1979. P. 167-181.
16. Caygill H. Ottoman Baroque. The Limits of Style // Rethinking the Baroque / ed. H. Hills. Aldershot: Ashgate, 2011.
17. Cerasi M. Historicism and Inventive Innovation in Ottoman Architecture, 1720-1820 // 7 Centuries of Ottoman Architecture: "A Supra-National Heritage" / ed. N. Akın, A. Batur, S. Batur. Istanbul: YEM Yayın, 2001. P. 34-42.
18. Cerasi M. The Problem Specificity and Subordination to External Influences in Late Eighteenth Century Ottoman Architecture in Four Istanbul Buildings in the Age of Hassa Mi‘mar Mehmed Tahir' // Proceedings of the 11th International Congress of Turkish Art, Utrecht, 23-28 August 1999. Electronic Journal of Oriental Studies. 2001. Vol. 4. P. 1-23.
19. Dabanlı Ö. The Breaking Point in the 18th Century Ottoman Architecture: Nur-u Osmaniye Mosque // Proceedings of the 2nd International Conference on Islamic Architectural Heritage the Future and the Built Environment, Istanbul, Turkey, 26-28 August 2019. Istanbul, 2019. P. 527-535.
20. Disli G. An aesthetic evaluation of the 18th century Ottoman mosques in Anatolia // International Journal of Academic Research. Part A. 2014. № 6. P. 82-88.
21. Erdogan M. Mehmed Tahir Ağa. Hayati ve mesleki faaliyetleri // Tarih Dergisi. № 9. 2011. Р. 161-170.
22. Ertman C. Ottomans Looking West? The Origins of the Tulip Age and Its Development in Modern Turkey. N.Y.: Pal-grave Macmillan, 2008.
23. Freely J. A History of Ottoman Architecture. Southampton-Boston: WIT Press, 2011.
24. Goodwin G. A History of Ottoman Architecture. London: Thames & Hudson, 2003 [1971].
25. Hamadeh S. The City's Pleasures: Istanbul in the Eighteenth Century. Seattle-L., 2008. P. 226.
26. Hamadeh S. Westernization, Decadence, and the Turkish Baroque: Modern Constructions of the Eighteenth Century // Muqarnas. 2007. Vol. 24. P. 185- 197.
27. Kuban D. Ottoman Architecture. Woodbridge: Antique Collectors Club, 2010 [2007].
28. Kuban D. Tarih-i Cami-i Şerif-i Nur-u Osmanî ve Onsekizinci Yüzyıl Osmanlı Yapı Tekniği Üzerine Gözlemler // Türk ve İslâm Sanatı üzerine Denemeler. Istanbul: Arkeoloji ve Sanat Yayınları, 1982. Р. 123-140.
29. Kuban D. Türk Barok Mimarisi Hakkında Bir Deneme. İstanbul: Pulhan Matbaası, 1954.
30. Ousterhout R. Ethnic Identity and Cultural Appropriation in Early Ottoman Architecture // Muqarnas. 1995. Vol. XII. Р. 48-62.
31. Rhoads M. Westernization in the Eighteenth-Century Ottoman Empire: How Far, How Fast? // Byzantine and Modern Greek Studies. 1999. Vol. 23. P. 116-139.
32. Rüstem Ü. Architecture for a New Age: Imperial Ottoman Mosques in Eighteenth-Century Istanbul. Cambridge: Harvard University Press, 2013.
33. Rüstem Ü. Ottoman Baroque: The Architectural Refashioning of Eighteenth-Century Istanbul. Princeton: Princeton University Press, 2019.
34. Salzmann A. The Age of Tulips Confluence and Conflict in Early Modern Consumer Culture (1550-1730) // Consumption Studies and the History of the Ottoman Empire, 1550-1922 / ed. D. Quataert. New York: SUNY Press, 2000. P. 83- 106.
35. Şişman N. Mehmed Tâhir Ağa // Türk Mimarisinde Iz Birakanlar / ed. A. Bozkurt. Ankara: T. C. Çevre ve Şehircilik Bakanlığı, 2015. Р. 161-170.
36. Suman S. Questioning an "Icon of Change": The Nuruosmaniye complex and the Writing of Ottoman Architectural History (1) // METU JFA. 2011. Vol. 28. № 2. P. 147-152.
37. Yenişehirlioğlu F. Western Influences on Ottoman Architecture in the 18th century // Das Osmanische Reich und Europa 1683 bis 1789, Konflikt, Entspannung und Austausch /ed. G. Heiss, G. Klingenstein. Wien: Verlag für Geschichte und Politik, 1983.
Рецензия
Для цитирования:
Кононенко Е.И. Мечети Мехмеда Тахира: архаизирующая линия «османского барокко». Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2021;(2 (17)):187-208. https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.17.2.023. EDN: LNKZFQ
For citation:
Kononenko E.I. The mosques by Mehmed Tahir: The archaizing line of the “Ottoman baroque”. Questions of the History of World Architecture. 2021;(2 (17)):187-208. (In Russ.) https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.17.2.023. EDN: LNKZFQ