Обзор круговых депо Николаевской железной дороги. Перспективы сохранения и приспособления
https://doi.org/10.22227/2500-0616.2025.24.146-162
Аннотация
Статья посвящена исследованию архитектурных особенностей и проблемам современного состояния круговых депо Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург и являющейся единым архитектурным комплексом. Многие из его ключевых элементов, представляя собой уникальные объекты промышленного и архитектурного наследия, сегодня находятся в аварийном состоянии. Авторы анализируют историю строительства депо, их роль в формировании архитектурного облика магистрали, а также предлагают возможные подходы к адаптации объектов. В работе представлен обзор успешных практик сохранения аналогичных сооружений, таких как Кругобайкальская железная дорога, лондонский Roundhouse (Круглый дом) и круговое депо в Санкт-Петербурге у Варшавского вокзала. Впервые объекты Николаевской железной дороги рассмотрены как целостный историко-культурный комплекс, обладающий значительным потенциалом для развития туристических маршрутов и приспособления к современным функциям.
Об авторах
С. В. КраусРоссия
Краус Сергей Валерьевич, главный инженер проектов; преподаватель кафедры «Основы архитектуры и художественных коммуникаций» Института архитектуры и градостроительства
Д. В. Тихонова
Россия
Тихонова Дарья Вячеславовна, магистрант Института архитектуры и градостроительства по направлению подготовки «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»; архитектор-реставратор
Список литературы
1. РГИА. Ф. 219. Оп. 1. Д. 4049 — Российский государственный исторический архив. Ф. 219. Оп. 1. Д. 4049 «О подробном проекте мастерских для починки локомотивов при локомотивных зданиях станций I разряда», 1846–1847 гг.
2. РГИА. Ф. 219. Оп. 1. Ч. 3. Д. 4062 — Российский государственный исторический архив. Ф. 219. Оп. 1. Ч. 3. Д. 4062 «О проекте здания для локомотивов при Московской пассажирской станции», 1846–1849 гг.
3. Аксенова, Наумова, Гридюшко 2016 — Аксенова И.В., Наумова Ю.И., Гридюшко В.В. Перспективы современного использования зданий круговых паровозных депо // Вестник МГСУ. № 2. 2016. С. 9–19.
4. Голова, Газизов 2022 — Голова М.А., Газизов Т.Х. Отечественный опыт современного использования зданий железнодорожных депо и водонапорных башен. Инновации и инвестиции. М.: «Русайн», 2022.
5. Захарова, Захаров, Верхотуров 2010 — Захарова Е.С., Захаров С.В., Верхотуров В.В. Хронология геоэкологических процессов и явлений в районе эксплуатации Кругобайкальской железной дороги // Вестник Иркутского государственного технического университета. № 6 (46). 2010. С. 61–66.
6. Иллюстрированный путеводитель 1914 — Иллюстрированный путеводитель по Николаевской ж. д. / предисл. инж. п. с. В. Ададурова. Петроград: Издание Управления Николаевской железной дороги, 1914.
7. Курашов, Маслова 2014 — Курашов Ю.Ю., Маслова Е.А. Проблемы сохранения и использования объектов культурного наследия железных дорог // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. № 1. 2014. С. 35–40.
8. Макаров, Озеров 2018 — Макаров А.В., Озеров М.С. Первый шаг в создании транспортной системы России // Инновационная наука. № 11. 2018.
9. С. 29–30.
10. Материалы 2008 — Общество с ограниченной ответственностью «Центр историко-градостроительных исследований» (ООО «ЦИГИ»). Материалы реставрационного обследования, выявленный объект культурного наследия, здание «Круговое депо», 2008.
11. Мокршицкий 1941 — Мокршицкий Е.И. История паровозостроения СССР 1846–1940 гг. М.: Трансжелдориздат, 1941.
12. Перунов, Кунин, Котов 2013 — Перунов А.С., Кунин Ю.С., Котов В.И. Реставрация памятника архитектуры — здания кругового паровозного депо // Вестник МГСУ. № 5. 2013. С. 21–28.
13. Постройка 1842–1851–1901 — Постройка и эксплуатация Николаевской железной дороги: краткий исторический очерк / сост. Управлением Николаевской железной дороги. Санкт-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1901.
14. Сакульева 2015 — Сакульева Т.Н. Строительство железных дорог в Царской России // Вестник университета. № 11. 2015. С. 160–165.
15. Тархов 2015 — Тархов С.А. Эволюция транспортных сообщений между Москвой и Санкт-Петербургом // Экономический журнал. № 1 (37). 2015. С. 177–188.
16. Хобта 2005 — Хобта А.В. История строительства Кругобайкальской железной дороги 1887–1915 гг.: дис. … канд. ист. наук., 2005.
17. Чижов 2019 — Чижов М. РЖД облицевали металлопрофилем старинное паровозное депо. Фонд Внимание, 2019. URL: https://fondvnimanie.ru/news/222/rzhd-oblicevali-metalloprofilem-starinnoe-parovoznoe-depo?ysclid=mcaz3hsce5876060207 (дата обращения: 01.07.2025).
18. Шашкова 2016 — Шашкова Н.О. Управленческий и экономический аспекты формирования железнодорожной политики России в 1820–1850-е годы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. № 2. 2016. С. 74–97.
19. Boente, Romero-Macías, Delgado-Domínguez, Sierra 2024 — Boente C., Romero-Macías E., Delgado-Domínguez A., Sierra C. Unveiling the Legacy of the Nineteenth Century Riotinto Mining Railway: From Historic Heritage to Thriving Tourist Attraction. Geoheritage, 2024.
20. John McAslan 2006 — John McAslan + Partners. Project of Roundhouse. URL: https://www.mcaslan.co.uk/projects/roundhouse (дата обращения: 01.07.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Краус С.В., Тихонова Д.В. Обзор круговых депо Николаевской железной дороги. Перспективы сохранения и приспособления. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2025;(1 (24)):146-162. https://doi.org/10.22227/2500-0616.2025.24.146-162
For citation:
Kraus S.V., Tikhonova D.V. An Overview of the Circular Depots of the Nikolaev Railway. Prospects for Conservation and Adaptation. Questions of the History of World Architecture. 2025;(1 (24)):146-162. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2500-0616.2025.24.146-162



