Preview

Вопросы всеобщей истории архитектуры

Расширенный поиск

Минарет Джам. Вопросы иконографии архитектуры

EDN: CPMIQI

Аннотация

В статье рассказывается о ранее непредусмотренных горизонтах внутреннего смысла и иконографии известного минарета Джам в Афганистане. Для этого мы предпримем розыски в области ближневосточной мариологии, архитектурных открытий, а также теологических заострений, которые могли бы пролить свет на причины появления суры «Марьям» на минарете Джам.

Довольно ранним и весьма примечательным свидетельством архитектурно-теменологического образа связанного с Марьям, является ныне разрушенная «Седалищная церковь» (Кафизма или Kathisma) 470 г. в нескольких километрах от Иерусалима на пути в Вифлеем. В этом месте Мария присела на время на камень, из-под которого истекал источник воды. Уже в мусульманское время при раскопках этой церкви удалось обнаружить и михраб - церковь делилась между христианами и мусульманами, что являлось распространенным явлением в первые столетия исламской экспансии.

Мы не можем указать с точностью на трансцедентальный коранический текст, который бы существовал за пределами чувственного опыта мог в этом случае послужить реальным источником для этого отражения. Мы его не знаем.

Коран в своей трансцендентальной сущности, согласно традиции, ниспослан посредством божественного откровения в душу пророка Мухаммада. После смерти пророка была предпринята попытка кодификации Корана, которая состоялась при халифе Усмане (Коран Усмана). Отражением трансцедентальной сущности Корана является его виртуальный образ, актуализированный в речи пророка, кодифицированном списке Корана и, соответственно, во всех других копиях этой редакции.

Виртуально существующая сура Корана является источником для всех видов искусства. В особенности эта черта обнаруживается на тимуридской архитектуре, сплошь записанным фразами и сурами из Корана и сунны.

Об авторе

Ш. М. Шукуров
Институт востоковедения РАН
Россия

Шукуров Шариф Мухаммадович, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник



Список литературы

1. 'Аттар Фарид ал-Дин. Ман тик ал-Тайр. Тегеран, 1963 (на персид ском языке).

2. Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987.

3. Antrim Z. Ibn ‘Asakir's representation of Syria and Damascus in the introduction to the Ta'rikh Madinat Dimashq // International Journal of Middle East Studies. Vol. 38, Issue 1. 2006. P. 109-129.

4. Flood F. B., Jām Minaret // Encyclopedia Iranica. 2012 (Original ed. 2008). Vol. XIV. Fasc. 4. P. 432-436.

5. Krautheimer R., Ćurčić S. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; London, Yale University Press, 1986.

6. Maricq A., Wiet G. Le minaret de Djam: La découverte de la capitale des sultans Ghourides XIIe- XIIIe siècles (Mémoires de la Délégation archéologique française en Afghanistan. Tome 16). Paris: Librairie C. Klincksieck, 1959.

7. Mourad S. A. Mary in the Qur'ān: a reexamination of her presentation // The Qur'ān in it's Historical Context / Ed. by G. S. Reynolds. London: Routledge, 2008. P. 163-174.

8. Necipoğlu G. The Life of an Imperial Monument: Hagia Sophia after Byzantium // Hagia Sophia: From the Age of Justinian to the Present / Ed. by R. Mark and A.Ş. Çakmak. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 195-225.

9. O'Kane B. Architecture in the Interregnum: The Mozaffarid, Jalayerid and Kartid Contribution // Iran after the Mongols / Iran after the Mongols / Ed. by S. Babbaie. 2019. P. 211-233.

10. Seppälä S. Reminiscences of Icons in the Qur'an? // Islam and Christian-Muslim Relations. Vol. 22. No. 1, January 2011, Routhledge, 2011. P. 3-21.

11. Seppälä S. Is the Virgin Mary a Prophetess? Patristic, Syriac and Islamic Views // Parole de l'Orient, Vol. 36, 2011. P. 367-379.

12. Shoemaker S. J. Christmas in the Qur'ān: The Qur'ānic Account of Jesus' Nativity and Palestinian Local Tradition // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 2003. P. 11-39.

13. Shoemaker S. J. Ancient Traditions of the Virgin Mary's Dormition and Assumption. Oxford: Oxford University Press, 2002.

14. Soucek P. The Temple after Solomon: The Role of Maryam Bint Imrān and her Mihrāb // Jewish Art. Vol. 23/24: The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art: Studies in Honor of Bezalel Narkiss on the Occasion of His Seventieth Birthday. 1997-1998. P. 34-41.

15. Sourdel-Thomone J. L'Art ¯ Gūride d'Afghanistan à propos d'un livre récent // Arabica. No. 7. 1960. P. 273-280.

16. Sourdel-Thomone J. Le Minaret Ghouride de Jam: Un Chef d'Oeuvre Du Xiie Siecle (Memoires de l'Academie Des Inscriptions Et Belles-Lettres). Paris, 2004.

17. Thomas D. C. The Metamorphosis of the Minaret of Djām - from Ghūrid ‘Victory Tower' to Symbol of the New Afghanistan and Global Cultural Property // Archaeological Review from Cambridge. Volume 27.2: Archaeology and the (De)Construction of National and Supra-National Polities / Ed. by R. Ó Ríagáin and C. Nicolae Popa. 2012. P. 139-159.

18. Wade C., Tavris C. Invitation to Psychology. Sixth Edition. Pearson Publ., 2012.


Рецензия

Для цитирования:


Шукуров Ш.М. Минарет Джам. Вопросы иконографии архитектуры. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2022;(1 (18)):74-82. EDN: CPMIQI

For citation:


Shukurov Sh.M. Jām Minaret. Questions of the Iconography of Architecture. Questions of the History of World Architecture. 2022;(1 (18)):74-82. (In Russ.) EDN: CPMIQI

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-0616 (Print)