Формирование новой национальной идентичности в Японии эпохи Мэйдзи: первое поколение японских архитекторов
https://doi.org/10.22227/2500-0616.2024.22.177-191
Аннотация
Японские архитекторы в период Мэйдзи (1868–1912) не только учились в процессе работы у западных специалистов, но и отправлялись получать образование в Европу, где знакомились с традициями европейской архитектуры и, возвращаясь, создавали свои произведения уже на основе западных образцов. Молодых японских зодчих, учеников Дж. Кондера, называют первым поколением японских архитекторов. Они не только получили известность и крупные заказы у себя на родине, но и определили «лицо» японской архитектуры на последующие десятилетия. Творчество таких архитекторов, как К. Тацуно, Т. Катаяма, Т. Сонэ, C. Сатати и К. Симода привело к появлению нового стиля — гиёфу (что дословно переводится как «псевдоевропейский»).
Творчество первого поколения японских архитекторов представляет исследовательский интерес потому, что зодчие стремились не только работать в рамках европейских стилей, но и привнести в свои произведения национальное своеобразие, которое, по их мнению, теряет современная японская архитектура. Японские архитекторы первого поколения получили прекрасное образование уже на основе западных стандартов, ездили во многие европейские страны, таким образом, имели широкий кругозор и осваивали новые для них архитектурные стили не по картинкам. Они не случайно стали лидерами своего времени, эпохи Мэйдзи. Каждого из них беспокоила судьба национальной японской архитектуры. В статье предпринимается попытка охарактеризовать творчество японских архитекторов, принадлежащих «первому поколению», выделив основные направления, по которым они предполагали развивать современную им архитектуру своей страны.
Об авторе
Н. А. КоноваловаРоссия
Коновалова Нина Анатольевна, кандидат искусствоведения, советник РААСН, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Гото 1916 — 後藤慶二『辰野金吾の建築と育てた弟子たち』(Гото К. Архитектура Кинго Тацуно и ученики, которых он воспитал). URL: https://www.imes.boj.or.jp/cm/exhibition/2019/tatsuno_mod/zuroku_part4.pdf (на яп. яз.).
2. История отеля — 奈良ホテルの歴史 (История отеля Нара). URL: https://www.narahotel.co.jp/about/history/ (на яп. яз.).
3. Коновалова 2016 — Коновалова Н. А. Творчество Джошуа Кондера в Японии как первый пример межкультурного взаимодействия после открытия страны // Вопросы всеобщей истории архитектуры. № 2 (7). 2016. С. 150–164.
4. Коновалова 2020 — Коновалова Н. А. Японская архитектура 1930-х годов: в поисках национальной идентичности // Вопросы всеобщей истории архитектуры. № 1 (14). 2020. С. 260–270.
5. Коновалова 2022 — Коновалова Н. А. Наканосима как симбиоз культур Востока и Запада // Вопросы всеобщей истории архитектуры. № 1(18). 2022. С. 115–130.
6. Сасаки 2019 — 佐々木直樹『 東京駅の扉 辰野金吾没後100年に捧げる31の物語 (Сасаки Н. Дверь Токийского вокзала: 31 история, посвященная 100-летию со дня смерти Кинго Тацуно). Токио, 2019 (на яп. яз.).
7. Символ 2019 — 慶應義塾のシンボル・図書館旧館 (Символ университета Кэйо, Старая библиотека) // “Juku” 2019 AUTUMN. № 304. P. 304–312 (на яп. яз.).
8. Фудзимори 1979 — 「日本の建築 明治大正昭和」第3巻より (Фудзимори Т., Масуда А. Архитектура Японии периодов Мэйдзи, Тайсё и Сева). Т. 3. Sanseido, 1979 (на яп. яз.).
9. Хаяси 1981 — 林青梧『文明開化の光と闇 建築家下田菊太郎伝』相模書房、1981年 (Хаяси С. Свет и тьма цивилизации и просвещения: биография Кикутаро Симоды). Сагами Сёбо, 1981 (на яп. яз).
10. Хигаси 2002 — 東 秀紀 『東京駅の建築家 辰野金吾伝』 (Хигаси Х. Кинго Тацуно, архитектор Токийского вокзала). Издательство «Коданша», 2002 (на яп. яз.).
11. Целуйко 2023 — Целуйко Д., Смольянинова Т. Архитектурный стиль тацуно в Маньчжурии // Проект Байкал. Т. 20. № 77. 2023. С. 70–77. DOI: 10.51461/issn.2309-3072/77.2192
12. Bognar 2000 — Bognar B. Nikken Sekkei. Building Future Japan, 1900–2000. N.Y.: Rizzoli, 2000.
13. Conant 2015 — Conant Е. Japanese Painting from Edo to Meiji: Rhetoric and Reality // Since Meiji: Perspectives on the Japanese Visual Arts, 1868–2000 / ed. J. Thomas Rimer. The Journal of Japanese Studies. No. 41(1). 2015. P. 208–214.
14. Finn 1991 — Finn D. Josiah Conder (1852–1920) and Meiji Architecture. Ch. 5. Britain & Japan: Themes and Personalities / ed. Hugh Cortazzi and Gordon Daniels. London: Routledge, 1991.
15. Finn 1995 — Finn D. Meiji Revisited: The Sites of Victorian Japan. Weatherhill, 1995.
16. Frampton 1997 — Frampton K., Kudo К. Japanese Building Practice: From Ancient Times to the Meiji Period. New York: Van Nostrand Reinhold, 1997.
17. Song 2020 — Song J. Global Tokyo: Heritage, Urban Redevelopment and the Transformation of Authenticity. New York: Palgrave Macmillan, 2020.
18. Tseng 2008 — Tseng A. Y. The Imperial Museums of Meiji Japan: Architecture and the Art of the Nation. University of Washington Press, 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Коновалова Н.А. Формирование новой национальной идентичности в Японии эпохи Мэйдзи: первое поколение японских архитекторов. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2024;(1 (22)):177-191. https://doi.org/10.22227/2500-0616.2024.22.177-191
For citation:
Konovalova N.A. Shaping the new national identity in the Meiji period Japan: the first generation of japanese architects. Questions of the History of World Architecture. 2024;(1 (22)):177-191. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2500-0616.2024.22.177-191