Preview

Вопросы всеобщей истории архитектуры

Расширенный поиск

Храм бахаи в Ашхабаде и архитектурный ориентализм

https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.16.1.026

EDN: ZTHDQJ

Аннотация

В Каджарском Иране (1795-1925) персидская архитектура с ее почти непрерывной многовековой историей испытала сильнейшее иноземное влияние, оказавшись под двойным давлением Великобритании и России. Эти тенденции усилились во второй половине XIX в. и привели к частичной модернизации иранской экономики и культуры, что, конечно же, отразилось в архитектуре. При сохранении старых образов в композиции зданий стали применяться новые строительные материалы и конструкции, а это в итоге изменило и плановые схемы, и объемные формы, и характер декора. Выразительный и совершенно уникальный пример такого рода - первый в мире храм бахаи, построенный в Ашхабаде по проекту русского военного инженера В. С. Волкова (1902 г.). Правда, он выступил скорее в роли исполнителя воли заказчика - Абдул-Баха, духовного главы религиозной общины. Свои храмы адепты этой религии, возникшей в Иране в XIX в. на почве шиитского ислама, называют Домами поклонения, или Машрик ул-Азкар (араб. «Место восхода хвалы Бога»). По канонам веры бахаи Дом поклонения должен иметь девять сторон, девять пролетов, девять колонн, девять входов и один купол, символизирующий единство всех религий, а также девять садов вокруг. Все эти условия были отражены в ашхабадском храме, но на первый взгляд его почти нельзя отличить от мусульманской мечети. Такой амбивалентный образ храма бахаи был, безусловно, более конвенциональным в той этнической среде, которая сложилась в Ашхабаде начала ХХ в. И формы, и декор этого здания кажутся «восточными», но в нем гораздо больше взято из арсенала выразительных средств западного классицизма и органично соединено с темами тюрко-персидского симбиоза. Вот почему, по мнению автора, ашхабадский храм бахаи является не столько развитием автохтонной традиции, сколько объектом ориентализма. Но идея этого храма, основанная на философии бахаи, отражает не западные концепции «Востока» и не азиатские пространственные структуры. Это идея будущего мироустройства, объединяющего так называемые Восток и Запад. И хотя она выражена в этом объекте еще очень консервативно, в своей сущности он стал предтечей интернациональной архитектуры ХХ в.

Об авторе

Р. Г. Мурадов
Международная академия архитектуры (МААМ)
Россия

Мурадов Руслан Гельдыевич, профессор, ответственный секретарь Союза архитекторов Туркменистана



Список литературы

1. Абдул-Баха. Мысль мира (Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира). Пер. с нем. М.: Наука, 1992.

2. Базиленко И. В. Бахаизм: история вероучения (середина XIX - начало ХХ в.). М.: Восточная литература, 1994.

3. Бахаулла. Китаб-и Йкан. Академический пер. с персидского, предисл., коммент. и текстологическое прил. Ю. А. Иоаннесяна. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.

4. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 8. М.: ГИХЛ, 1951.

5. Духан И. Н. Пространство, время, стиль в архитектуре и искусстве второй половины XIX века // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени / под ред. И. А. Азизян. СПб.: Коло, 2009. С. 218- 249.

6. Ефремова Л. А. Ориенталистика в крымской архитектуре XIX - начала XX века // Архитектура, Строительство, Дизайн. № 3/4. 2019. С. 116-122.

7. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М.: Стройиздат, 1997.

8. Иоаннесян Ю. А. Вера ба хаи. СПб.: Азбука-классика, 2003.

9. Иоаннесян Ю. А. История мученичества Хаджи Мухаммада Ризы Исфахани в Ашхабаде // Письменные памятники Востока. № 1 (10). 2009. С. 34-58. EDN: NXYRHP

10. Кадыров Ш. Ашхабадская катастрофа. Ашхабад: Туркменистан, 1990.

11. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986. EDN: YIYLBL

12. Кириченко Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу о двух фазах развития эклектики) // Архитектурное наследство. № 36. 1988. С. 130-143. EDN: MJKVIH

13. Линникова О. В. Ориентализм в крымской архитектуре периода эклектики в контексте общеевропейских тенденций архитектуры // Архитектура. Искусство. Археология: проблемы изучения и сохранения культурного наследия / научн. ред. В. В. Пищулина. Ростовна-Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2008. С. 78-86.

14. Меликова Л. Бахаизм - идейная эволюция неоуниверсалистской религиозной доктрины (путь от Востока до Запада) // Кавказ & Глобализация. Журнал социально-политических и экономических исследований. Т. 7. Вып. 3-4. 2013. С. 131-149. EDN: SEDHVL

15. Мехтиева О. К. Из истории общины бахаи в России и СССР. Воспоминания очевидцев // Памятники письменности Востока. № 1 (16). 2012. С. 174-187. EDN: QCVHTT

16. Оразымбетов Н. О., Сердюков М. М., Шанин С. А. Ашхабадское землетрясение 1948 г. (Инженерный анализ последствий землетрясения). М.: Госстройиздат, 1960.

17. Савельев Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. М.: Совпадение, 2008. EDN: QNPKSH

18. Сергеев Д. Неизвестные бахаи // Независимая газета. 18 февраля. 1998. [Электронный ресурс]. URL: https:// religions.ru/?p=290.

19. Китаб-е Акдес. "Священная книга" современных бабидов. Текст, перевод, введение и приложения А. Г. Туманского. СПб., 1899.

20. Хабиб Аллах Айат Аллахи. История иранского искусства. Пер. с фарси. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007.

21. Чураян А., Джабуа Ш. Некоторые особенности центрических зданий. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1953.

22. Alizad A. Years of Silence. The Baha'is in the USSR, 1938-1946: The Memoirs of Asadu'llah 'Alizad. Oxford: George Ronald Publisher, 1999.

23. Balyuzi H. M. Bahá'u'lláh: The King of Glory. Oxford: George Ronald Publisher, 1973. Barnes 2005 - Barnes K. Stories of Bahá'u'lláh and Some Notable Believers. New Delhi: Baha'i Publishing Trust of India, 2005.

24. Browne E. G. The Study of Babi Religion and Babis of Persia. Cambridge, 1918.

25. Dreyfus H. Essai sur le béhaïsme. Paris: Ernest Leroux Publ., 1909 (4e éd. 1973).

26. Irwin R. For Lust of Knowing: The Orientalists and their Enemies. London: Penguin Books, 2006.

27. MacKenzie J. M. Orientalism: history, theory, and the arts. Manchester: Manchester University Press, 1995.

28. Meyer-Wieser Th. Architectural Guide Iran. From the Safavids to the Iranian Revolution. Berlin: DOM publishers, 2017.

29. Momen M. A Basic Baha'i Dictionary. Oxford, 1989.

30. Momen M. The Baha'i Community of Ashkhabad; its Social basis and Importance in Baha'i History // Cultural Change and Continuity in Central Asia / еd. Shirin Akiner. London: Kegan Paul International, 1991. P. 278-305.

31. Religion and Society in Qajar Iran / ed. R. Gleave. New York: Routledge Curzon, 2005.

32. Remey Ch. M. The Mashrak-el-Azkar of Ishkhabad // Star of the West. Vol. 6. No 18. 1916. P. 153-155.

33. Said E. W. Orientalism. Western conceptions of the Orient. New York: Pantheon Books, 1978.

34. Sergeev M. Theory of Religious Cycles: Tradition, Modernity, and the Baha'i Faith. Leiden-Boston: Brill, 2015 (Value Inquiry Book Series. Contemporary Russian Philosophy. Ed. by R. Ginsberg, L. Don-skis. Vol. 284).

35. The Baha'is of Iran, Transcaspia and the Caucasus. Vol. I. Letters of Russian Officers and Officials /еds. S. Shahvar, B. Morozov, G. G. Gilbar. London - New York: I. B. Tauris, 2011.


Рецензия

Для цитирования:


Мурадов Р.Г. Храм бахаи в Ашхабаде и архитектурный ориентализм. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2021;(1 (16)):217-242. https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.16.1.026. EDN: ZTHDQJ

For citation:


Muradov R.G. The Bahá'í temple in Ashgabat and architectural orientalism. Questions of the History of World Architecture. 2021;(1 (16)):217-242. (In Russ.) https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.16.1.026. EDN: ZTHDQJ

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-0616 (Print)