Preview

Вопросы всеобщей истории архитектуры

Расширенный поиск

Особенности и генезис архитектуры армянской церкви села Крым на Дону

https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.16.1.022

EDN: UXRGOP

Аннотация

Исследование особенностей архитектуры малоизученного памятника архитектуры донских армян - церкви Аменапркич (Всеспасителя) в селе Крым (Топты) 1895-1902 гг. - нацелено на представление памятника в архитектуре донских армян и в становлении армянского стиля Нового времени, а также на раскрытие генезиса композиции и декора этой постройки. Исследование привело к заключению о том, что, с одной стороны, типологически церковь Крыма является упрощенной моделью внутренней композиции собора Эчмиадзин, а внутренние формы купола являются интерпретацией купольных глав двух армянских церквей Кафы (Феодосии) в Крыму. С другой, фасадным убранством она проявляет наибольшее сходство с нахичеванской церковью Сурб Карапет. Заимствование редкой особенности оформления фасадов из чертежа альбома Д. И. Гримма роднит церковь в Крыме с этим памятником Нахичевани-на-Дону, свидетельствует о популярности этого альбома чертежей армянских и грузинских памятников.

Очевидно, архитектор хорошо знал архитектуру Кафы и принял решение о воспроизведении подобной купольной главы в церкви рубежа XIX-XX вв. как знаковой формы, неоспоримо признанной поддержать своим присутствием воспоминание о жизни предков донских армян на Крымском полуострове и, возможно, о конкретном храме Кафы.

Снаружи восьмигранный гладкий барабан диссонировал бы декорированным аркатурой нижним объемам и задаче, которую зодчий поставил перед собой в связи с ориентиром на другой образец. Таким образом, облики внешнего вида и интерьера церкви Аменапркич оказались разными и, похоже, преднамеренно разными. Контраст двух образов очевиден и, скорее, предназначен для создания внутри церкви атмосферы, максимально приближенной к традиционной в средневековом армянском храме.

Об авторе

А. Ю. Казарян
Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства - филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ
Россия

Казарян Армен Юрьевич, доктор искусствоведения, член-корреспондент РААСН, почетный член РАХ, иностранный член НАН Армении; директор филиала; заместитель директора института



Список литературы

1. Государственный центральный исторический архив Армении. Фонд 139. Опись 1, 451 (Новонахичеванский магистрат, дело "Об утверждении проекта на постройку новой каменной церкви во имя Св. Сергия и Параскевы").

2. Армянские церкви Российской империи (1717-1917) / Рук. еп. Езрас, под ред. А. С. Вирабяна, С. С. Мирзоян, В. Г. Крбекяна, Г. Г. Авакян. Ереван: Тигран Мец, 2009.

3. Баева О. В., Иванова-Ильичева А. М. Культурно-исторический контекст формирования архитектурного образа Нахичевани-на-Дону (конец XVIII - начало ХХ в.) // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 3 (178). С. 228-244.

4. Баева О. В., Казарян А. Ю. Два периода церковного строительства в Нахичевани-на-Дону. Историко-культурный фон стилевых предпочтений // Архитектурное наследство. 2018. № 69. С. 60-70. EDN: HEGOAI

5. Гайбарян Г. Х., Кишкинова Е. М. Храмы армяно-византийского стиля в Ростовской области // Научный альманах. 2018. № 4-2 (42). С. 448-452. EDN: URHXSY

6. Казарян А. Ю. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохристианское зодчество IV-VII веков. М.: Locus Standi, 2007. EDN: QUHYXJ

7. Казарян А. Ю. Альбом Д.И. Гримма (1864, 1866 гг.) и архитектурный проект церкви Сурб Карапет в Нахичевани-на-Дону // Архитектурное наследство: Памяти О.Х. Халпахчьяна / под ред. А.Ю. Казаряна. М.: КРАСАНД, 2011. С. 165-191.

8. Кириченко Е. И. Русский стиль. М.: Галарт, AST, 1997.

9. Кириченко Е. И. Архитектор Василий Косяков. М.: БуксМАрт, 2016. EDN: TBCQMR

10. Пештмалджян М. Г. Памятники армянских поселений. Ереван: Айастан, 1987.

11. Северов Н. П. К вопросу о реконструкции барабана Самтависского храма // ARS GEORGICA. Researches of the Institute of the History of Georgian Art, seria A - Old Art. 1963. № 6. С. 197-206.

12. Халпахчьян О. Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван: Айастан, 1988.

13. Халпахчьян О. Х. Культовые постройки крымских армян // Архитектурное наследство. 1992. Вып. 39. С. 32-45.

14. Шахазиз Е. Новый Нахичевань и Новонахичеванцы. Монастырь Сурб Хач Нового Нахичевана / Пер. на рус. яз. с армянского Ш. М. Шагиняна. Ростов-на-Дону, 2005.

15. Baeva O., Kazaryan A. Armenian Church Architecture in the Town of Nakhiche-van-on-Don: From Russian Neoclassicism to National Revival [Электронный ресурс] // RIHA Journal 0218, 20 July 2019. URL: https://www.rihajournal.org/articles/2019/0218-baeva-andkazaryan.

16. Grimm D. Monuments d'architecture Byzantine en Géorgie et en Arménie. S. Pétersbourg, 1864.

17. Kazaryan A. The Church in the Village of Krym and Its Place in the Architecture of Don Armenians //Proceedings of the 5th International Conference on Art Studies: Reserach, Experience, Education (ICASSEE 2021). Amsterdam: Amsterdam University Press (In print).


Рецензия

Для цитирования:


Казарян А.Ю. Особенности и генезис архитектуры армянской церкви села Крым на Дону. Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2021;(1 (16)):199-216. https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.16.1.022. EDN: UXRGOP

For citation:


Kazaryan A.Yu. Features and origin of the architecture of the Armenian church in the village of Krym on Don. Questions of the History of World Architecture. 2021;(1 (16)):199-216. (In Russ.) https://doi.org/10.25995/NIITIAG.2021.16.1.022. EDN: UXRGOP

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-0616 (Print)